Казань
+7 (843) 221-72-62
kazan@akl16.ru
Заказать звонок
Отправить заявку
О лизинге
Что такое лизинг Преимущества лизинга Кредит или Лизинг История лизинга Закон о лизинге Часто задаваемые вопросы

История лизинга

История лизинга - это история арендных отношений и возникновения специализированных компаний в этой области. Арендные отношения насчитывают более 4 тысяч лет!

Интересные факты из истории лизинга:

2000 год до нашей эры. В шумерском городе Ур были обнаружены первые договоры аренды в виде глиняных табличек, на которых были указаны обязательства по передаче на назначенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственного инвентаря, права пользования водоемами и т.д.

Древние финикийцы сдавали в аренду свои морские суда, предлагая собственные корабельные команды в качестве дополнительной услуги.

В средние века популярностью пользовалась аренда рыцарских доспехов, которые стоили непомерно дорого, сумма арендных платежей могла составлять до 25% от продажной стоимости доспехов.

XIX век - американская телефонная компания "Белл" в 1877 году объявила свое решение передавать произведенные ей аппараты только на условиях аренды. Правительству США пришлось принять специализированный закон, согласно которому производители были вынуждены продавать свое оборудование.

XX век - продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк, считающийся "отцом современного автолизинга", в начале 1940-х годов первым предложил не аренду отдельных автомашин, а долгосрочный лизинг целого парка автомобилей.

В середине 1950-х годов появились первые специализированные лизинговые компании, бизнес которых заключался только в предоставлении арендных услуг.

В начале 1990-х годов - в России начали появляться современные лизинговые компании. Большинство из них были учреждены коммерческими банками.

Сегодня в XXI веке лизинг является одним из самых эффективных способов приобретения дорогостоящих основных средств, обновления существующих основных фондов. В развитых странах на долю операций лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.

Международный лизинг

Международный лизинг — понятие, возникшее, когда лизинг вышел на международный уровень. Делится соответственно на экспортный и импортный.

Согласно договору экспортного лизинга лизинговая фирма приобретает имущества у национальной фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностранному лизингополучателю. Импортный лизинг предполагает обратную ситуацию, когда оборудование лизингодатель закупает у иностранного субъекта хозяйственной деятельности, а затем предоставляет его на правах лизинга отечественному лизингополучателю.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Выгодность применения сделок международного лизинга — в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.

Лизинг в России

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса.

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста.

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.

В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.
Бесплатная консультация
Контактные Телефоны:
+7 (8552) 59-37-26, +7 (843) 221-72-62
также можете отправить заявку и документы на электронную почту:
office@akl16.ru, kazan@akl16.ru
Все права защищены. ООО "АКИ-ЛИЗИНГ-к
Проект ИТАЙЛ
Заказать обратный звонок
Мы работаем оперативно!
Заказать звонок
Бесплатная консультация
Мы работаем оперативно!
Заказать консультацию
Задать вопрос специалисту
Мы работаем оперативно!
Спросить
Заявка на лизинг
Наш консультант перезвонит Вам в ближайшее время и подробно проконсультирует по вопросам заключения договора лизинга
Отправить заявку
Нажимая кнопку «Отправить заявку», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных ООО «АКИ-ЛИЗИНГ-к».